На главную страницу >>


Январь 18, 2009

Эль-Кахира, град победоносный

Римляне мало заботились о Египте. В течение шести столетий они использовали страну как житницу, вывозя из нее все, в чем нуждались, и ничего не давая взамен.
Самым важным наследием римского времени было появление в Египте христианства. Согласно традиции, учение Христа было распространено в Александрии ни кем иным, как евангелистом Марком около 45 года, что делает египетскую христианскую церковь одной из древнейших. Когда при Константине Великом христианство стало официальной религией в Римской империи, в Египте христианам было разрешено открыто совершать богослужения. Коптские (то есть египетские) христиане со временем приняли иное, чем в римской церкви, толкование сущности Христа. По этой причине коптов представляли еретиками и преследовали, Поэтому когда армия арабов-завоевателей появилась в Египте в 641 году под знаменем ислама, ее приветствовали по преимуществу египтяне-христиане. Арабская армия расположилась не в Александрии, а напротив древней фараоновской столицы Мемфиса, неподалеку от римской крепости на Ниле. Временный лагерь арабов, названный Фустат, постепенно приобрел черты постоянного поселения и превратился в самостоятельный город. В годы раннего ислама (основанного пророком Мухаммедом около 610 года) власть над Египтом переходила от одной враждующей династии к другой, оспаривавшей правопреемство после Мухаммеда. С каждой династией новый арабский город чуть разрастался в северном направлении. В 969 году у власти оказались Фатимиды. При них город обрел дворцы и мечети, площади и дороги, а также был обнесен высокими защитными стенами. Новой столице дали имя «Эль-Кахира» («Победоносная»), впоследствии переделанное европейцами в «Каир».
Укрепления Эль-Кахиры были усилены знаменитым султаном Салах-ад-Дином (более известным на Западе как Саладин), преемником Фатимидов, правившим Египтом в 1171—1193 годах из воздвигнутой им самим Цитадели. Однако наибольшая слава пришла к Каиру в течение 267-летнего правления необычной  касты  воинов-мамлюков. Слово «мамлюк» значит «тот, кем владеют». По происхождению мамлюки были рабами — главным образом выходцами с Кавказа и из Азии, — купленными в молодом возрасте и привезенными в Египет для охраны дворца. За службу их награждали землей и в конечном счете — свободой. К середине XIII века мамлюки стали сильнейшей армией тогдашнего мира и, устранив наследников Салах-ад-Дина, сами захватили власть в Египте. Взращенные воинами, бесстрашные мамлюки покорили Сирию и Палестину и создали империю, северные границы которой доходили до Восточной Турции.
Под контроль мамлюков попала вся торговля между Востоком и Западом, доходы от которой сделали Каир одним из самых больших и богатых городов в мире. Он стал пропускным пунктом, через который во Флоренцию, Геную и Венецию, а через них — в остальную Европу поступали пряности и шелковые ткани из Китая, Индии и Аравии. Вместе с ценными товарами в западный мир проникал и арабский язык: так, из арабского рузз получился наш «рис», из заафоран —«шафран», из кава — «кофе», из шарбат — «шербет», из суккар — «сахар», а из махзан, арабского слова, обозначающего место для хранения, — «магазин».
Итальянский купец Леонардо Фрескобальди писал в 1384 году, что только на одной улице Каира проживает больше народа, чем во всей Флоренции. Точные цифры неизвестны, но население Каира, возможно, достигало полумиллиона человек, то есть было в два раза больше, чем в Париже (в то время самом большом городе Европы), и в пять раз больше, чем в Константинополе. Как пишет в своей замечательной книге «Cairo: The City Victirious» («Каир: город победоносный», 1998) историк Макс Роденбек, по своим размерам и населенности, предпринимательскому и экономическому успехам средневековый Каир был Нью-Йорком своего времени.
Вклад мамлюкских правителей в египетскую историю ярко отразился в оставленных ими памятниках — вершине исламской архитектуры в Египте. Для мамлюкского зодчества характерны стройные, многоярусные минареты, изысканные резные каменные купола, тончайшие декоративные вставки из мрамора и других цветных камней.
Однако поощрение роскоши и красоты уживалось во времена мамлюков с кровавым насилием и немыслимой жестокостью. В отсутствие системы правопреемства побеждал сильнейший. Стать султаном означало прежде всего уничтожить всех потенциальных соперников. Занявшего трон в каждом темном углу подстерегала опасность покушения, и для мамлюкского султана долгожительство было редкостью.
Одним из тех, кто умер если и не от старости, то, по крайней мере, в почтенном возрасте, был Кансух Эль-Гури. Он пришел к власти в 1501 году, став сорок шестым мам-люкским султаном. Начав свой путь рабом, мальчиком-прислужником при предыдущем султане, он взбирался вверх по социальной лестнице медленно и осмотрительно, так что ко времени, когда он добрался до вершины, ему было уже шестьдесят лет. Этот султан прославился своей любовью к аромату цветов, что не мешало ему распиливать провинившихся людей живьем — это было излюбленной казнью мамлюков. В 1516 году, когда его правление длилось уже втрое дольше обычного, Кансух Эль-Гури во главе армии выступил против османской Турции. Мам-люкская армия, которая в течение двух с половиной столетий наводила ужас на Ближний Восток, была разбита. В январе следующего года турки вступили в Каир.
Помимо взятия Египта турками еще два события, произошедшие приблизительно в то же самое время, оказали решающее влияние на судьбу Каира и всего Египта. В 1498 году португальский мореплаватель Васко да Гама успешно обогнул мыс Доброй Надежды и достиг юго-западного побережья Индии. Шестью годами ранее генуэзец Христофор Колумб доплыл до Америки, открыв новую огромную землю, полную сокровищ. Европа больше не нуждалась в мамлюках-посредниках. Каир, бывший центром мира, превратился в провинциальную столицу, подчиненную Стамбулу. Египет замкнулся в себе.