На главную страницу >>


Январь 18, 2009

Религия фараонов

Древнеегипетская религия представляла собой сложнейшую систему верований и ритуалов. В их основе лежала необходимость уравновешивать противоположные начала и поддерживать космический порядок. Сохранить окружающий мир в гармонии можно было лишь с помощью богов, которые задабривались бесконечными обрядами.
Многочисленные египетские божества первоначально почитались в природных формах, однако по мере того, как множились связанные с ними мифы, они превратились в более сложных существ. Каждый миф имел местные варианты, и даже история о создании мира сохранилась в трех разных версиях. Все версии согласны в том, что жизнь зародилась на первом холме земли, поднявшемся из вод хаоса, однако за право считаться местом расположения этого первохолма боролись три города. Жители каждого из них самозабвенно верили, что жизнь была создана божествами-покровителями именно их города, будь то девятка богов Гелиополя, восьмерка Гермополя или единственный бог Мемфиса.
Там, где господствовала «одиночная» версия сотворения мира, верили, что бог Птах просто «измыслил» мир в голове, а потом дал всему имена, создав жизнь буквально по «слову бога». Где-то в другом месте родилась легенда, что Атум, бог Гелиополя, породил своих детей Шу и Тефнут, «выплюнув» первого и «изрыгнув» вторую — или просто извергнув их из себя вместе с семенем. Шу и Тефнут произвели на свет бога земли и богиню неба, чьими детьми в свою очередь были Исида, Осирис, Сет и Нефтида.
Другие египтяне верили, что жизнь была создана восемью мистическими богами. Объединив свои энергии, они породили жизнь и сформировали первый холм, с которого воссияло солнце. Будучи всегда в центре египетской жизни, солнце наделялось огромной силой, способной как отбирать, так и порождать жизнь. Богом, который чаще всего ассоциировался с солнечной силой, был сокологоловый бог Ра. Тем не менее зарождающееся рассветное солнце идентифицировалось с жуком-скарабеем Хепри, восходящее на востоке — с Хором, заходящее на западе — с Атумом. Попадая затем в подземный мир, солнце опять становилось Ра и, плывя в своей ладье в течение ночных часов, сражалось с силами тьмы, победоносно возвращаясь при каждом новом восходе и начиная вечный цикл снова.
Как представитель бога-солнца на земле, царь (или «фараон», из египетского пер-аа — «дом большой», т.е. «дворец») всегда считался «Сыном Ра». Даже когда провинциального бога Амона из политических соображений сделали божеством общенациональным, для подтверждения его нового статуса было использовано имя Ра — появился Амон-Ра — царь богов.
Мужским божествам соответствовали женские, поскольку египетские верования требовали полного баланса противоположностей. Персонификацией идеи космического порядка была богиня Маат, сплачивавшая части Вселенной. Это она установила законы, по которым должен был править каждый царь, защищаемый множеством божеств, по большей части женских.
Египетские боги почитались как в огромных храмах, доступных лишь жречеству, так и в маленьких семейных святилищах. Помимо основных божеств чрезвычайно популярными были домашние боги-покровители (такие как Бэс, Таурт). Поклонялись египтяне и духам семейных предков.