На главную страницу >>


Январь 20, 2009

Литература

История и легенды Древнего Египта долгое время захватывали воображение американцев и европейцев, чему, в частности, способствовали такие фильмы, как «Клеопатра, царица Египта», а также многочисленные «воскрешения» «Мумии». Одним из самых ярких событий, связавших международную культуру и современный Египет, стали съемки египетского актера Омара Шарифа в фильмах Дейвида Лина «Лоуренс Аравийский» и «Доктор Живаго», причем египетский актер поразил своей игрой прежде всего женскую аудиторию.
Однако поклонники современной египетской культуры не могли не заметить и другое выдвижение Египта на международную арену: в 1988 году уроженцу Каира писателю-романисту Нагибу Махфузу была присуждена Нобелевская премия по литературе. Родившийся в 1911 году, Махфуз является наиболее заслуженным арабским писателем. Он начал писать в семнадцать лет, и с тех пор из-под его пера вышло около пятидесяти романов и сборников коротких рассказов. Он вправо утверждать, что становление египетской литературы XX века практически полностью является его заслугой; Махфуз проследил ее развитие от подражания европейской традиции до оформления собственно египетской национальной литературы. В своих лучших работах автор возвращается к арабской народной повествовательной литературе, черпая вдохновение из средневековых циклов, например из сказок «Тысячи и одной ночи», которые в свою очередь опираются на сюжеты Корана — священной книги мусульман. Насколько, однако, было бы лучше, если бы тексты Махфуза исполняли профессиональные чтецы! Когда-то в Египте были и такие. Сказки, например из «Тысячи и одной ночи» (фактически из собрания вульгарных притч и анекдотов, многие из которых появились во времена мамлюкского Каира), никогда не предназначались для чтения. Вместо этого они были увековечены бродячими артистами, которые хранили их в своих головах и рассказывали в кофейнях на отдаленных улочках. Умея обращаться с публикой, они останавливали рассказ на самом интересном месте и, прежде чем продолжить, собирали со слушателей деньги. К сожалению, такой вид общественных чтений практически полностью исчез в XX веке; его место в кафе заняли в первую очередь радио, а во вторую — телевидение. Только во время священного месяца Рамадана эта традиция возрождается: молодая актриса Шерине Эль-Ансари каждую ночь собирает людей в одном из старых домов Исламского Каира, чтобы заворожить рассказами Шехерезады.
В Египте чтение не особенно популярно, здесь покупают либо скандальные книги, либо глянцевые журналы. На родине Махфуз известен больше по фильмам и телевизионным версиям его произведений. Даже собственная дочь писателя признается, что знакома с трудами отца скорее по фильмам, чем по печатным изданиям.