На главную страницу >>


Январь 18, 2009

Семья и вера

Семья остается краеугольным камнем египетского общества. Жениться и завести детей — вот основные цели практически каждого юноши и каждой девушки старше 16 лет. Достижение этих целей, однако, неизбежно затягивается из-за того, что каждый потенциальный жених обязан предоставить жене полностью обставленное жилье (даже если это будет комната в доме родителей). При среднем уровне заработной платы 60 долларов в месяц на накопление средств для женитьбы может уйти 10 лет или даже больше. Секс до брака табуирован, поэтому нет ничего удивительного в том, что молодые холостяки с восторгом воспринимают заурядные постельные сцены из западных фильмов, это с оговоркой, что все картины попадают на экраны после процедуры вырезания всех сцен с обнаженными телами.
Беременность, как правило, наступает вскоре после свадьбы,  практически всегда — на первый же год. Если этого не происходит, на молодых начинают смотреть косо. Сыновей предпочитают дочкам, и это отражает главенствующую роль мужчины в египетском обществе. Египет дал феминистскому движению заметных деятелей, например известную во всем мире писательницу Науль Эль-Садави. Однако самая знаменитая работа писательницы «Hidden Face of Eve» («Скрытое лицо Евы»), в которой подробно описывается положение арабской женщины, в Египте запрещена. Между тем большинство женщин, похоже, склонны соглашаться со своим подчиненным положением. По данным опроса молодежи, проведенного в 1999 году, около 60 процентов девушек считают, что жена должна соглашаться с мужем во всем, и около 89 процентов — что жена никогда не должна делать что-либо без его разрешения. Несмотря на то, что количество работающих женщин неуклонно растет, только каждая пятая жительница Каира работает вне дома, причем за пределами столицы количество работающих египтянок резко сокращается.

Бесспорно, что патриархальный образ жизни поддерживается во многом благодаря мусульманской религии, которая однозначно ставит мужчину выше женщины. Религия — это определяющий фактор жизни в Египте, хотя она и не носит такого авторитарного характера, как в Иране или Саудовской Аравии. Спросите любого египтянина, как его здоровье. И получите в ответ; «Иль хамдуль илла», — то есть: «Прекрасно, слава Господу», Скажите своему гиду: «Увидимся завтра», и он ответит вам: «Ин ща алла», — то есть: «Если на то будет воля Божья». Мало кто молится пять раз в день, но практически каждый следует призыву на молитву, который муэззины возглашают каждую пятницу в полдень.
Все мусульманское население страны единодушно празднует Рамадан, священный месяц исламского календаря, во время которого нельзя ни есть, ни пить, ни курить от восхода и до заката. После продолжительного дневного воздержания наступает ночное празднество ифтар —~ вечернее разговение, Это событие принимает социальные формы, и каждая ночь превращается в уличную вечеринку в
масштабе всей страны. Те, у кого есть деньги, могут накрыть «благотворительные столы», поесть с которых может любой прохожий. В этом — суть всего Египта, для которого компания важна не меньше, чем еда.
Мусульманские праздники приходятся на разные времена года. Главным праздником считается Айд-эль-Кебир, «Большой праздник». Баран, приготовленный по случаю Айд-эль-Кебира, — примерно то же самое, что индейка на Рождество на Западе. Поэтому брезгливым людям или вегетарианцам в это время лучше сидеть дома: переулки во время Айд-эль-Кебира временно превращаются скотобойни.

Помимо мусульман, в Египте проживают около пяти миллионов христиан-коптов. По преданию, учение Христа в Египет принес Св. Марк-евангелист (он принял мученическую смерть в Александрии в 63 году н.э.), и оно распространилось в Египте за время римского правления. Сегодня копты очень гордятся доставшейся от предков религией, некоторые даже татуируют кресты на груди. Редким публикациям в прессе, вопиющим о преследовании христиан мусульманами, верить особенно не нужно. Но когда правительство Египта уверяет, что проблемы здесь нет вообще, это также является преувеличением. Так или иначе, межрелигиозные отношения в Египте можно охарактеризовать как достаточно терпимые.